С 1879 г. бремя начальствования взвалила на себя инокиня Вера (в миру Марфа Николаевна Филиппова, а впоследствии была пострижена в мантию с именем Афанасия). Она родилась в 1825 г. в семье священнослужителя, и за смертью родителей воспитывалась у дяди — Максима Ивановича Руднева в Новосельском уезде Тульской губернии. С 1844 по 1865 гг. Марфа Филиппова подвизалась в Тульском Успенском монастыре, проведя здесь послушницей в должности просфорницы 5 лет, работала и помощницей ризничей, и на других постах. В 1865 г. ее перевели в Саратовский Крестовоздвиженский монастырь по желанию тамошней игуменьи. Здесь она проходила послушания в должности помощницы ризничей, ктиторши и затем старшей церковницы по 1879 г., когда распоряжением владыки Филиппову утвердили начальницей Каменно-Бродской женской общины.
Ситуация в общине сразу усложнилась, т.к. новая начальница закрыла приемный покой для больных из числа местных жителей, а также уволила всех выборных сестер и кроме них еще человек 20 монахинь, а Персидский заступился за уволенных. Помещик обвинил Филиппову в злоупотреблениях, растрате церковных средств, подлоге и гонениях на сестер, но она была оправдана. Также она судилась с монастырским священником, как писала вдова Персидского, «из желания его иметь в общине по своему капризу». Все дело состояло в том, что Персидские часто использовали сестер, являвшихся их бывшими крепостными, на работах, а это, конечно, не способствовало устроению в общине нормальной жизни.
В 1886 г. бывшие сестры Пелагея Васильевна Акимкина и Марфа Косминовна Лукьяненко подали жалобу в Саратовскую консисторию на имя Святейшего Синода, где жаловались на свою начальницу. Согласно документам Российского государственного исторического архив, речь идет то о 14, то о 43 удаленных Филипповой насельницах. После долгого разбирательства и судов с вдовой Персидского Серафимой консистория отметила склонность выгнанных сестер и безосновательность их неоднократных доносов. Ушедшие послушницы жили в окрестных селах и даже работали в качестве прислуги у вдовы Персидского Серафимы.
В 1885 г. духовные власти приказали, чтобы насельницы, возвращенные в общину, слушали свою управительницу и не занимались ее очернительством, а саму Филиппову освободили от суда и следствия. В 1889 г. она постригается с именем Афанасия. Но все эти дрязги, как писал благочинный Царицынского округа протоиерей Волковский, отрицательно повлияли на авторитет общины «в глазах окрестного населения». Монахине Афанасии (Филипповой) досталось самое трудное — установить монашеский порядок в общине. Естественно, сестры, привыкшие к вольной жизни, были недовольны наведением обычной иноческой дисциплины и устава. Но те сестры, которые искали настоящей монашеской жизни, были ей за это благодарны. Все настоятельство монахини Афанасии служило подготовкой и фундаментом к будущему процветанию монастыря при игуменьях Сусанне и Еннафе. Но Господь милостив, из всего монастырского кладбища осталась только надгробная плита монахини Афанасии, а надгробный камень Серафимы Персидской был найден в одном из сел. В ноября 2004 года эти два надгробных памятника были поставлены вместе. Произошло символичное событие: два человека, внесшие огромный вклад в устроение будущего монастыря, были после смерти примирены Господом и покоятся вместе.
Надгробная плита
монахиня Афанасия (Филиппова) — слева и Серафима Персидская — справа
(791)