Монастырская пещера

  Местные жители издавна знали о существовании неподалеку от малороссийской слободы Каменный Брод, что в 12 верстах от Ольховки на берегу реки Иловля, пещер со святыми мощами, где ранее жили некие пустынники, скрывавшиеся от людей. В меловых горах, по легенде, имелись как природные, так и рукотворные пещеры, со временем объединенные в общий комплекс. В них якобы прятались от монголов племена волжских булгар. Время создания ходов неизвестно, но еще дореволюционные археологи отмечали схожесть данных пещер по высоте и технике отделки (наличию следов острого орудия на стенах) с Дивногорскими монастырскими пещерами Среднего Дона.

Монастырские пещеры

        По словам старожилов и местных жителей, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась также изваянная из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). Далее мальчишки дошли до подземной реки, через которую был перекинут мост, и повернули отсюда из-за недостатка воздуха. В ходах были кельи, в которых подвизались затворницы, а на стенах имелись вырезанные в известняке святые лики и распятия. Таисия Вассалатая, старожившая с. Успенки, говорит о трех выходах из подземелий (один выходил к с. Михайловка, находящемуся в нескольких километрах, второй — к реке Иловле, а третий в церковь).

Вид монастыря со стороны пещер

Волгоградские краеведы Ю.В. и К.Э. Полевы, изучавшие сохранившиеся пещеры с 1996 г., считают, что они были основаны не позднее XVIII в. и, возможно, тайно использовались в начале XIX в. Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: «Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда». Андрей просит старцев с Афона, пришедших на паломничество к Святой горе, указать место пещер, которое им известно, и получает ответ «время их еще не пришло». Также некий крестьянин рассказывал историю, как проезжающий казак увидел у Святой горы монаха, собиравшего хворост, но тот скрылся в «дыре» под можжевельником. Правда, как писал в своем рапорте благочинный Царицынского округа протоиерей В. Волковский, проверявший данные об истории обители, «сообщений его (Ветрова — Авт.), изложенных в его автобиографии, никто не подтвердил».

Интересные сведения приводит в своем труде «Повесть о безродненских пещерокопателях » послушник Андрей, побывавший в сектантской пещерной общине духобратцев у с. Безродное Царевского уезда. Как он писал, примерно в 70-х годах XIX в., после изгнания неким «старцем» Андреем части духобратцев под предводительством Логина, те переселились на р. Иловлю «в горе, близ Каменноброденского монастыря». Здесь Логин также жил в пещере, носил вериги и почитался за праведника даже строительницей монастыря. Но последняя, услышав от своих сестер, наученных Логином, что следует ходить и жить духом, а не по-божьи, осознала его еретичество и прогнала с монастырской земли, приказав завалить пещеры.

В конце 20-х годов после закрытия монастырь находился в заброшенном состоянии. Один из побывавших в современной обители людей рассказал интересный эпизод из тогдашней истории. Оказывается, его отец был командиром в ЧК и занимался уничтожением антисоветских банд. Когда в конце 20-х годов отряд чекистов шел на расквартирование в Камышин мимо монастыря, местные активисты донесли, что здесь скрывались несколько монахов. Сами местные коммунисты боялись идти в обитель, т.к. «монахи были вооружены». Посланную разведку встретили выстрелами. Тогда, окружив монастырь, чекисты попытались взять его штурмом, но стоявшие в колокольне пулеметы отбросили нападавших. Монастырские стены были настолько высоки, что всадники, даже встав на седло лошади, не могли их перелезть. Осажденные не стали вступать в переговоры и стреляли даже в парламентеров. Установив на меловых горах над обителью легкие орудия, красные расстреляли ворота и колокольню (ее верхняя часть рухнула).Защитники через алтарь храма ушли в подземелье, но местные показали чекистам ходы, и те закидали их гранатами. После боя в кельях нашли только офицерскую белоказачью форму. Потом какое-то время мимо монастыря даже боялись ездить, т.к оттуда доносились стоны, многие видели загадочное свечение.

При Советской власти, чтобы прекратить паломничество в пещеры, они были засыпаны песком и замурованы. Главный храм монастыря — Троицкий собор был взорван в 1934 году, а в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» была устроена конюшня и строения монастыря были заселены жителями вновь образованного поселка Госконюшня (это название по сей день встречается на картах).

В современное время изучение монастырских пещер началось в 1984 году, когда Волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье.

Котовское отделение нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» помогло отделать вход в пещеры, возведя надвратную часовенку и смотровую площадку. Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м.

Спуск на второй ярус пещерного комплекса

  Пещерный комплекс состоит из 3-х ярусов, но посетителям ходить разрешено только по самому верхнему уровню. Спуск на второй ярус перекрыт ограждением, и ходить там небезо пасно. К тому-же второй ярус ещё не расчищен от песка.

В глубине 1-го яруса располагается подземная часовня. Температура воздуха здесь везде одинаковая — 10…15 градусов тепла круглый год. Подземная часовня — самое намоленное место в пещерах. Здесь даже были случаи самовозгорания свечей на великие праздники. Молитва исцеляет от болезней тело и душу.

Подземная часовня

  Сейчас в церковной лавке можно приобрести билеты для входа в меловые пещеры (50руб.) и свечи, которыми предстоит освещать свой путь внутри горы (покупая билеты уточните время проведения экскурсии). В пещеру ведёт чёрная дверь с ярко-белым крестом, возле которой посетителей встречает монах или послушник. Летом сюда приезжает много паломников, но большинство из них — с экскурсиями. Сегодня открыт только верхний уровень пещерного комплекса.

(5604)